ТУРИЗМ

Тема : «Туристско – рекреационные ресурсы Правдинского района»





























Калининград 2015


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………….…………………………………..      3
Глава 1. Общие сведения
Глава 2. Природные ресурсы Правдинского района……………………………….
1.1.
1.2. 
Глава 3. Культурно – исторические ресурсы……………………
2.1. 
2.2.
Глава 4.  Туристская инфраструктура  Правдинского района…………………………
3.1.
Заключение ………………………………………………………………………..….........16
Список использованных источников……………………………………………….….18
Приложение 1. ……………………………………………………………………………  19
Приложение 2. ……………………………………………………………………………. 20
Приложение 3.………………………………………………………………………….…. 22


































Введение
Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации, и её единственная курортная территория на Балтике. Несмотря на скромную по размерам территорию, область обладает уникальным туристским потенциалом. Морское побережье, песчаные дюны Куршской и балтийской косы, реликтовые болота, а так же множество исторических памятников с каждым годом привлекают всё больше гостей.  В среднесрочной перспективе внутренний туризм в Российской Федерации должен стать источником развития регионов, обладающих богатым туристско-рекреационным потенциалом с учетом мирового уровня и стандартов индустрии сервиса и туризма. В связи с выгодным географическим положением, богатыми природно-климатическими условиями и другими благоприятными факторами, способствующими развитию рекреационной составляющей, но недостаточным уровнем развития туризма в регионе, туристский комплекс Калининградской области как объект исследования представляет собой значительный научный и практический интерес (Гапанович, 2014).
Изучение проблемы территориальной организации туристско-рекреационного комплекса Калининградской области, устранение негативного воздействия  существующих факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе актуально.
Согласно рекреационному зонированию Калининградской области, Правдинский район относится к «Периферийной зоне». Несмотря на свое прозаическое название, эта зона включает самые живописные и экологически чистые районы области. Площадь потенциальной рекреационной зоны со специализацией охоты и рыбалки составляет около 49 % от общей площади Калининградской области, доля населения — почти 14 %. Богатые природные ресурсы  являются привлекательными для туристов. При рациональном их использовании, сохранении экологического баланса сфера туризма и рекреации может и должна получить здесь развитие  (Приложение 1) (Гапанович.2014)
В связи с этим цель работы: изучить туристско – рекреационные ресурсы Правдинского района.
Объектом исследования является территория Правдинского района Калининградской области.
Предмет исследования:  Природные и культурно – исторические ресурсы,  туристическая инфраструктура  Правдинского района.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.      Изучить природные ресурсы Правдинского района;
2.      Ознакомиться с  культурно – историческими ресурсами; 
3.      Дать оценку  туристической инфраструктуре изучаемой территории.
Методы исследования: картографический метод, исторический метод, статистический метод,  сравнительно-географический, метод географического районирования, географический прогноз. 
Глава 1.  Общие сведения
Правдинский район расположен на юго-западе Калининградской области  в 53 км  к юго-востоку от г. Калининграда на реке Лава притока Преголи.  На территории муниципального образования имеется общая граница с Польшей Вармийско – Мазурским воеводством протяженностью 55 км.  (Рис.1)
1:3 000 000
Рис.1
Самая северная точка Калининградской области находится в Славском районе, самая южная – на территории Правдинского района, вблизи посёлка железнодорожного (Орленок, 2004).
   Общая земельная площадь района 130 тыс. га. Сельхозугодья составляют 71,7 тыс.га. Леса занимают территорию в 29,6 тыс. га (23%). Водоемы и реки располагаются на площади 1,9 тыс. га. Природные ресурсы: торф (запасы составляют 465 тыс. тонн), промышленная глина, песчано-гравийная смесь, ведется добыча нефти.
           Население по состоянию на 1.10.2010 года составляет 21,7 тыс. человек, в т.ч. городское 7,4 тыс. человек, сельское 14.3 тыс. человек. Численность населения в трудоспособном возрасте 11,8 тыс. человек, экономически активное – 11,5 тыс.чел., из них занято около 7,4 тыс. человек, в т.ч на территории района – 4,1 тыс.человек. Официально зарегистрированных безработных на 1.10.2010 г.  – 555 человек, на 01.01.2010 г. – 827 человек, в течение всего года тенденция к снижению. Численность населения старше трудоспособного возраста -  01.10.2010г.- 4,1 тыс. человек (Органы местного самоуправления…). 
С 2004 года в Правдинском районе 117 населённых пунктов в составе 2 городских и 2 сельских поселений (Таблица 1).
Таблица 1
Городские и сельские поселения
Административный центр
Количество
населённых
пунктов
Население
1
31
5966
2
33
8021
3
28
3053
4
25
2317

           
Границы административно - территориального и муниципального образования «Правдинский район» утверждены постановлением областной Думы от 9.10.1997 г. №73. Административный центр муниципального образования «Правдинский район» - г. Правдинск. Кроме того, в состав района входят 106 сельских населенных пунктов и поселок городского типа Железнодорожный. В связи с реализацией на территории района ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ. С  01.01.2006 года на территории действуют 4 вновь образованных муниципальных образования – городские Правдинское и Железнодорожное, и сельские – Домновское и Мозырьское (Рис.2).

1:700000
Рис.2. Административно – территориальное деление Правдинского района
Глава 1. Природные ресурсы Правдинского района
1.1.            Общая физико-географическая характеристика
Рельеф и полезные ископаемые. Калининградская область располагается на западной окраине Восточно-Европейской равнины у юго-восточного побережья Балтийского моря. В пределах южной части Балтийской синеклизы. Рельеф области –приемущественно низменно –холмистый. Наиболее высокая южная часть, где на западе расположена Вармийская возвышенность (191 м). В средней части располагается обширная Прегольская низменность, высота которой над уровнем моря от 13 до 30 м (Орлёнок, 2004). Природные ресурсы Правдинского района: торф (запасы составляют 465 тыс. тонн) (Рис.3), промышленная глина, песчано-гравийная смесь, ведется добыча нефти.Добыча нефти ведётся «ЛУКОЙЛ – Калининградморнефть» (Рис.4) (Орлёнок, 2002).
                                               Рис. 3                                               Рис.4
Климат области переходной от умеренно-континентального к морскому. Среднегодовая температура около 8 градусов. Среднеиюльская температура 17 градусов, среднеянварская температура —3 градуса. Продолжительность безморозного периода около 180 суток, около 240 дней с осадками, сумма которых в среднем составляет от 400 до 1100 мм. Весна и начало лета нередко засушливы. Преобладающее направление ветров — западное со средней скоростью до 4 м/секунду
Основные типы почв — дерновые, подзолистые и болотные с переходными разновидностями. Основные лесообразующие породы — ель, сосна, дуб, береза, клен. Животный мир имеет богатую фауну: европейский (благородный) олень, лось, косуля, лань, дикие кабаны, заяц и др. Природно-климатические и географические условия позволяют широко развивать туризм и санаторно-курортный комплекс (Орлёнок, 2004).
            Внутренние воды Правдинского района. Территория, лежащая к востоку от берегов Калининградского  залива,  не является абсолютно уникальной. Однако, только здесь можно встретить редчайшее сочетание абсолютной первозданности природы, представленной реликтовыми болотами и непроходимыми зарослями, где нога человека стпает не чаще чем раз в десятилетие, и плодов человеческой деятельности, благодаря котрой заболоченные низины за сотни лет превратились в пригодные для проживания земли. Обилие рек и каналов представляет вам прекрасную возможность,  для водного путешествия и рыбалки  (Путешествие по Калининградской области, 2010).
Лава – это крупнейший левый приток Преголи, впадающий в неё у города Знаменска. Её длина -271 км, площадь водосбора -7130 км 2 (Рис.5). 

Рис.5
Река берёт своё начало в Польше, где носит название Лына и только в нижнем течении протекает по Правдинскому и Гвардейскому районам Калининградской области. 



В нижнем течении реки много гидротехнических сооружений – шлюзов, мостов, в настоящее время выполняющих своё предназначение и одновременно являющихся памятниками истории и техники (Романова, 2004).
Прохладная. Река на юго – западе области, в основном протекающая по территории Багратионовского района. Длина реки -77 км, площадь водосбора -1170 км2. Исток находится на болоте Правдинского района. Русло реки расположено в широкой плоской заболоченной долине, в пойме много заливных лугов (Романова, 2004).
1.2.  Верховое болото Целау
Четверть территории Калининградской области занимают экологически чистые леса, пойменные луга и болота. Уникально верховое болото Целлау – одно из немецких сохранившихся в Европе реликтовых болот (Рис.6,7)(Путешествие по Калининградской области). Болото Целау относится к водно – болотным угодьям, подлежащим сохранению в естественном состоянии (постановление Администрации Калининградской области №298 от 28 мая 1999г) и включено в перечень ценных болот России. Его площадь составляет 2 500 г. данный природный комплекс хорошо сохранился и его можно рассматривать как классический образец верхового олиготрофного болота западноприбалтийского типа (Зотов, Волкова и др, 2008). В Калининградской области несколько больших массивов верховых болот. Немало легенд связано с болотом Целау (Правдинским), где гнездиться множество птиц (Романова, 2004).  Выпуклое верховое болото Целау (урочище «Заповедник Озёрский») расположено на приподнятом участке низменности с отметками 5-0 м в пределах Прегольской приледниково – озёрной низменности. Здесь находятся истоки реки Прохладной, впадающей в Вислинскую лагуну, и малых притоков Преголи и Лавы (Байдуковки, Гвардейской). Болото является водоразделом малых рек бассейнов Преголи и Прохладной. Зона внутренней стабилизации этой локальной геосистемы включает массив Гвардейского леса, примыкающего к болоту с южной стороны. Геосистема Целау представляет  один из наименее нарушенных и наиболее влажных для сохранения биологического разнообразия ландшафтов Калининградской области и единственный сохранившийся в близком к естественному состоянию образец ландшафтов приледниково – озёрных равнин (Алексеев, 2014). Холм работа хорошо выражен и покрыт типичной растительностью из сфагновых мхов с участием вереска обыкновенного, багульника болотного, андромеды болотной, клюквы болотной, сосны обыкновенной, берёзы пушистой. Краевая зона избыточного увлажнения представлена ивняками, березняками, заболоченными участками широколиственного леса, окружающего болото. В общей сложности ни болоте Целау отмечено 53 вида сосудистых растений, принадлежащих к 23 семействам. 
                               Рис. 6                                                                      Рис. 7
Фауна млекопитающих и гнездящихся птиц типична для верховых болот. Среди беспозвоночных особую значимость имеют водные жуки, среди которых встречаются редкие виды(Зотов, Волкова и др, 2008).
1.3.Дендрологический  парк «Железнодорожный»
Парк заложен около 500 лет назад , около замка основанного в XIV веке. Парк большой и некогда красивый. Расположен в поселке Железнодорожный, на холме по северо –восточному берегу озера. Стиль типично-ландшафтной планировки, имеются рядовые и аллейные посадки. Хорошо выражена тропиночная сеть (Рис.8,9)
                                  Рис.8                                                          Рис.9
В видовом составе парка преобладают: лиственница, сосна крымская, сосна обыкновенная, тсуга канадская, ель обыкновенная, ель колючая, дуб черешчатый , дуб красный, бук лесной, вяз обыкновенный, каштан конский, граб обыкновенный, липа мелколистная, липа войлочная, сосна горная, ясень зелёный, ясень пенсильванский. Из кустарников – жимолость, лещина, бузина черная. В травяном покрове преобладает сныть и гравилат городской. В самой высокой части парка много клёнов, большие липы, по краю жасмин, сирень, жёлтая акация, снежеягодник. Вдоль шоссе –граб с примесью бука (Медведев, 2003).

Глава 3. Культурно – исторические ресурсы
С древнейших времён живёт на этой земле человек. Сначала  это были пруссы, языческие балтийские племена. Затем, 770 лет назад, пришёл сюда тевтонский рыцарский орден. Орден основал здесь церковное государство Пруссия (сегодняшний Ватикан дальний его родственник); строил сотни замков и городов и заселил их переселенцами из немецких земель. 65 лет назад после подведения итогов Второй мировой войны, решением Ялтинской конференции часть Восточной Пруссии во главе с бывшей столицей Кёнигсберг отошла СССР. «Самую молодую область СССР» постепенно заселили переселенцы со всех концов страны. Геополитическое положение области, её наследие и природное богатство служат основание для развития широкого спектра туристических услуг, а радушие хозяев – поводом приезжать сюда вновь и вновь (Попадин, 2012).
3.1 Фридланд – Правдинск – Мирная земля
 "Мирная земля" - так с немецкого звучит название  города Правдинска. Бывшая орденская крепость Фридланд (ныне Правдинск) приобрел статус города в 1335 году. Численность населения в 1939 году составляла 4,5 тыс. жителей. Основное направление экономики Фридланда в те годы - производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а именно - животноводство  мясомолочного направления.    Действовала городская бойня, сыроваренный завод, крупная водяная мельница. Кроме того, работали предприятия по выпуску уксуса и спирта, лесопильный, кирпичный и газовый заводы, фабрика бетоноконструкций.      С 1924 года была введена в эксплуатацию ГЭС на реке Алле, была сооружена водонапорная башня.             Различные виды ремесел представляли гильдии мясников, пекарей, портных, кузнецов, сапожников, столяров, ряда других, развивалось частное коневодство.
Работала окружная больница, аптека, в городе имелось три отеля, дом отдыха, ресторан, кондитерские, сеть магазинов
 (Органы местного самоуправления….)
  
 
Историческая справка.


Бывшая орденская крепость Фридланд (ныне Правдинск) приобрел статус города в 1335 году.


Численность населения в 1939 году составляла 4,5 тыс. жителей. Основное направление экономики Фридланда в те годы - производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а именно - животноводство  мясомолочного направления. 
  Действовала городская бойня, сыроваренный завод, крупная водяная мельница. Кроме того, работали предприятия по выпуску уксуса и спирта, лесопильный, кирпичный и газовый заводы, фабрика бетоноконструкций.
С 1924 года была введена в эксплуатацию ГЭС на реке Алле, была сооружена водонапорная башня.
            Различные виды ремесел представляли гильдии мясников, пекарей, портных, кузнецов, сапожников, столяров, ряда других, развивалось частное коневодство.
Работала окружная больница, аптека, в городе имелось три отеля, дом отдыха, ресторан, кондитерские, сеть магазинов.
Орденская, позднее лютеранская кирха Святого Георгия XIV века, ныне православный Свято-Георгиевский храм.



Рис. 10 Центральная площадь Правдинска, вид на кирху.



Правдинск уютный и чистый городок. Среди достопримечательностей Правдинска можно выделить кирху Святого Георгия (Рис.10). Первая деревянная кирха Святого Георгия в северо-западной части Фридланда была построена в 1313 году. В результате нападения литовского войска в 1347 году кирха сгорела. В 1360-1380 было возведено новое каменное здание с ризницей и башней, в XV веке кирха была основательно перестроена.


Кирха и пятиэтажная башня построена из кирпича готической кладкой (Рис.11,12). После пожара, возникшего от удара молнии в 1772 году, верхняя часть башни была надстроена в виде зубчатого венца и шестиугольного шпиля из пустотелого кирпича. Высота башни составляет 60,6 м. Кирха имела три колокола.
         
 
                                              Рис. 11                                                                   Рис. 12
В результате боев 1945 года кирха не пострадала, но была разграблена. В 1959 году были произведены обмеры кирхи, и она была поставлена на государственный учет как памятник архитектуры, однако это не помешало 14 октября 1961 года передать ее райпотребкооперации под склад.
Отсутствие ремонта привело к 
частичному осыпанию черепицы, повреждению крыши и разрушению стен. В 1986 году власти Правдинска решили провести ремонт кирхи. При осмотре шара на шпиле башни были обнаружены документы и монеты, переданные в местный музей.
В 1990 году кирха была передана Русской Православной церкви и восстановлена силами прихода и бывших жителей 
Фридланда. 27 сентября 2005 года храм Святого Георгия был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
Постановлением Правительства 
Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения. Предлагается обзор панорамы Фридланда со смотровой площадки кирхи.
Дом Наполеона.


                           Рис. 13.
 Среди множества интересных достопримечательностей Правдинска внимание историков, краеведов и туристов неизменно привлекает скромный дом по адресу: Столярный переулок, 3, угол улицы Багратиона, 9. В этом небольшом домике, как считают, в июне 1807 года квартировал французский император Наполеон Бонапарт.

 Во Фридланде здание имело адрес: Пульверштрассе № 9 (пер. Столярный), угол Шмиденштрассе № 18 (ул. Багратиона). Военный лётчик эскадрильи "Нормандия-Неман" Франсуа де Жоффр вспоминает: "25 февраля 1945 года мы перебазируемся во Фридланд, где размещаемся в имении одного прусского барона. Парк и лужайки служат нам лётным полем. Соваж, Марши, Пьерро и я осматриваем Фридланд. Пьерро хорошо знает немецкий язык и служит нам переводчиком. Население напугано. На нас смотрят с ужасом. Трудно определить наши чувства к немецким женщинам и детям: здесь и жалость и равнодушие. Чаще мы начинаем с равнодушия, которое переходит затем в жалость. Около одного из домов Пьерро показывает на мемориальную доску. Он читает вслух: "Здесь с 4 по 15 июня 1807 года жил Наполеон I". Потом мемориальная доска куда-то пропала. 24 сентября 2001 года организации "Общее наследие" и "Фонд Наполеона" установили на фасаде дома № 9 на улице Багратиона новую памятную доску. На её открытии присутствовали делегации из культурных наполеоновских центров Франции и Польши, члены Калининградского клуба краеведов. На русском и французском языках написано: "14 июня 1807 года в этом доме останавливался Наполеон"
«Дороги войны»
Правдинск знаменит тем, что 14 июня 1807 года здесь произошло историческое сражение между русской армией под командованием генерала Леонтия Беннигсена и французской армией. В результате Фридландского сражения русская армия потеряв всю артеллерию и 25 тысяч человек убитыми, раненными и пленными, отступила за Неман. 
                        
Рис. 14. Могила командира Павловского          Рис. 15. Братская могила русских солдат
 гренадёрского полка  Н.Н. Мазовского, 
расположена в городском парке Правдинска 

Поле Фридландского сражения.


Рис. 16. Наполеон на поле боя
под Фридландом

Битва под Фридландом — сражение между французской армией под командованием Наполеона и русской армией под командованием генерала Беннигсена, произошедшее 14 июня1807 года под Фридландом (ныне город Правдинск), 

примерно в 43 км к юго-востоку от Кёнигсберга. Битва завершилась поражением русской армии и привела к скорому подписанию Тильзитского мираСражение под Фридландом закончилось. Русская армия потерпела сокрушительное поражение

Рис. 17. В. Мазуровский. Атака лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир 
в сражении под Фридландом 2 июня 1807 года. 
Французы потеряли, вероятно, около 8 тыс. человек, а русские — от 18 до 20 тыс. Французы захватили также 80 пушек[2]. Наполеон одержал наконец решительную победу, которая не давалась ему около 6 месяцев. Но главным итогом победы Наполеона в этой битве стало подписание Тильзитского мира на реке Неман (Приложение 2) (Бива под Фридландом…)
Правдинский краеведческий музей (рис.18)


                          Рис.18

Правдинский краеведческий музей предлагает различные экскурсии:
«Старый Фридланд»
Посещение музея и экскурсия по городу, легенды и предания старого города, посещение церкви св. Георгия, обзор панорамы Фридланда со смотровой площадки кирхи

                      
                          Правдинск – это музей под открытым небом. 
                    
Рис. 19 Дом с гербом Правдинска

В Калининградской области достаточно много интересных водонапорных башен, одна из них располагается в Правдинске (Рис.20)
Рис. 20. Старая водонапорная башня               Рис. 21. Здание школы

3.2  «Старый Гердауен» 
Железнодоро́жный (до 1946 года Гердауэн, нем. Gerdauen,польск. Gierdawy) — посёлок городского типа в Правдинском районе Калининградской области России, административный центр городского поселения «Железнодорожное». Расположен на реке Стоговка (бассейн Преголи), у границы с Польшей, в 70 км к юго-востоку от Калининграда и в 22километрах от города Правдинска. Железнодорожная станция на линии Черняховск — Ольштын (Польша). 
История.  

Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство.

Во время прусского восстания 1262 года бежал в Кёнигсберг, под защиту Тевтонского ордена. Династия перестала существовать как правящая, а населенный пункт перешёл в собственность Ордена. В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии, селившиеся вокруг крепости. Со временем Гердауэн стал крупным провинциальным городом. 66 земельных наделов, которые Орден передал городу, были освоены за семь лет (Железнодорожный…).
Восстановленную крепость и резиденцию комтура в начале XIV века было разрешено построить в камне, а внизу на реке Омет (сейчас р. Стоговая) возвести мельницу. Анализ старых изображений дают возможность предположить его конструкцию и внешний вид. Это было вытянутое укрепление размерами 135 на 46 м. Сам замок вероятно нходится в западной части. Он состоял из одного флигеля размером 26 на 13 м. Это было традиционное трёхэтажное строение. С 1672 года в замке уже никто не жил, и он постепенно разрушался (Рис.22, 23). 
                    
Рис.  22 Западный флигель замка Гардауэн,       Рис.23 Ворота в неоготическом стиле
 вид со двора. Фотография ок. 1930 г.            на территории бывшего замка Гардауэн

В 1833 году его продали полковнику барону фон Ромбергу, его сын Макс в 1872 году снёс все сооружения форбурга и построил жилой дом (Рис.). От орденского замка сохранились лишь старые подвалы и флигель в западной части. В 1882 году имение покупает Альфред фон Янсон, шотландец по происхождению. Во время первой мировой аойны город был сильно разрушен, но имение на замковой горе чудом сохранилось. После 1945 года жилой дом снесли, а в бывшей каретной разместилась ветеренарная лечебница. Под её зданием были обнаружены подвалы орденского замка. Сейчас это здание продолжает разрушаться, но уже с помощью местного населения (Бахтин, 2005).



Некоторые из домов, возведенных ещё в XIV веке, существуют до сих пор (Рис. 24). 

Рис. 24 Немецкая застройка в центре поселка

            Рис. 25 Здание бывшей кирхи
С того же времени в поселке стоит и церковь. В 1389 году поселение у стен замка Гердауэн получило городские права. В XV веке в Гердауэне завершилось обустройство оборонительных сооружений. 

Стена кирхи соединялась с крепостной стеной, а городские ворота стали в жилой дом, существующий до настоящего времени. Гердауэн стремился быть свободным городом, вёл борьбу с Тевтонским орденом. После сорока лет войны порядок и спокойствие в городе восстановил крестоносец фон Шлибен из Саксонии. Став ленным владением, город потерял независимость и городской статус. В XVIII веке в имении фон Шлибена от чумы вымерла половина селян, в живых остались около 800 человек. В 1718 году замок имел 50 пивоваренных заводов. От всех этих пивоварен к 1939 году осталась лишь одна пивоварня «Brauerei Kinderhof» (Бахтин, 2005).
Железнодорожный – здесь найдется все, что должно быть у города-музея: средневековые городские стены, руины замка, здание мельницы, кирха, дышащие временем старые улочки и музей при Доме культуры.



В 1909 году в Гердауэне была построена замковая мельница (Рис.26).

Рис. 26 Мельница
В довоенных путеводителях по Пруссии были маршруты, проходившие через Гердауэн, в том числе на озеро Бактинзее у плотины, где до XVIII века существовал четырёхметровый плавающий остров. Вторая мировая война особого вреда Гердауэну не принесла.



Рис. 27 Здание бывшей ратуши
После  Второй мировой войны Гердауэн в составе СССР. В 1946 году переименован в Железнодорожный.

 Статус городского поселения МО «Городское поселение Железнодорожное» — с 1 февраля 2006 года. Посёлок находится далеко от областного центра (по автодороге — 74 км, по железной дороге — 135 км), он являет собой наилучший образец сохранившегося в неприкосновенности города со средневековой застройкой, изрядно, правда, обветшалой и продолжающей разрушаться (Железнодорожный…).
3.3     Достопримечательности посёлка Домново
Домново (нем.  Domnau , польск. Domnowo , лит. Dumnava ) — посёлок в Правдинском районе Калининградской области (с 1400 по 1945 годы имел статус города). Административный центр муниципального образования Домновского сельского поселения. Население — 820 чел. (2010). Расположен в 40 км на юго-восток от областного центраКалининграда и в 14 км от Правдинска. В нескольких километрах находится российско-польская граница. Через посёлок протекает река Запрудная. С юга к посёлку примыкает хвойный лес. Расположен на двух холмах, на одном раньше располагалась крепость, а на другом — кирхаВо исполнение Христбургского договора, заключённого в 1249 году с прусскими вождями, в 1300 году был заложен замок Домнау. В 1321 году южнее построили кирху. В первой половине XIV века крепость служила центром каммерата. Под горой возле замка появилось поселение, которое в 1400 году получило статус города. 




На гербе Домнау был изображен щит красного цвета, на котором находился символ силы — когтистая орлиная лапа. В 1458 году во время войны прусских городов замок и город были разрушены. В 1747 году замок был отстроен заново.

В1815 году Домнау был включён в округ Фридланд. С Домнау не было прямого железнодорожного сообщения. Ближайший вокзал находился в 5 км от города в Пройсиш-Эйлау (ныне Багратионовск). Во время Первой мировой войны город сильно пострадал — было разрушено две трети зданий, а к 1916 году он был восстановлен. Перед войной в Домнау проживало около трёх тысяч человек. Имелись молокозавод, скотобойня, гидроэлектростанция, мельница, пивзавод, больница, ремесленное училище и стадион. Во время Второй мировой войны 31 января 1945 года Домнау был взят войсками 5-й армии при взаимодействии с соединениями 28-й армии 3-го Белорусского фронта. Город пострадал незначительно — сохранилось три четверти зданий. В 1946 году в городе было 109 домов и 437 жителей.



Лютеранская кирха XIV века.


В 1321 году в Домнау на холме на восточном берегу замкового пруда была построена кирха. В 1400 году на ее месте была построена новая кирха. Простое здание без хоров с контрфорсами построено на гранитном основании, выше которого кирпичная готическая кладка. С западной стороны - трехэтажная башня, в ней стрельчатый, обрамленный гранитными камнями вход.

 К зданию кирхи с юга пристроен притвор, на северо-восточной стороне - ризница, на восточной стороне - уступчатый фронтон. В центральном нефе гладкий деревянный потолок. Алтарь и кафедра XVII века. Колокола отлиты в 1842 году.
В ходе боев 1945 года кирха существенно не пострадала, в послевоенные годы использовалась в качестве склада и зернохранилища. В кирхе сохранилась старинная настенная живопись. Крыша перекрыта шифером, который разрушается, южный притвор снесен. Портал в башню расширен для въезда автотранспорта. С востока в стене проломлены ворота. 



В 1994 году, при поддержке немецкой стороны, были проведены консервационно-реставрационные работы, с 1997 года здание не используется. Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения (Кирха Домнау…).

     Рис. 29
Памятник русским воинам 1807 года



           Рис. 30

Памятник русским солдатам, участникам битвы под Фридландом 1807 года, установлен на месте разрушенного памятника немецким воинам, погибшим в годы первой мировой войны (Рис. 30).


На юго-восточной окраине посёлка Домново располагается Городище XIII века. У древних пруссов здесь на скрещении важных торговых путей стояло городище Dompnow  (от прусского «основа»). Принадлежало оно прусскому вождю Туммо, чей род не покорившийся крестоносцам, бежал в языческую Литву от принудительного крещения «огнём и мечом».
3.4     Достопримечательности посёлка Мозырь  
Мозырь (до 1946 года — Кляйн Гни (нем. Klein Gnie))— посёлок в Правдинском районе Калининградской области. Административный центр Мозырьского сельского поселения. Население — 449 человек  (2010). Первое документальное упоминание о Кляйн Гни относится к 1567 году. В 1871 году в посёлке был открыт железнодорожный вокзал на линии Инстербург (ныне Черняховск) — Гердауен (ныне Железнодорожный). В 1901 году было построено здание кирхи внеоготическом стиле. В посёлке перед Второй мировой войной имелись кирпичный завод, кузница, мельница, школа, гостиница. По итогам Второй мировой войны Кляйн Гни вошёл в состав СССР. В 1946 году переименован в Мозырь (Мозырь…)


Рис.31


Лютеранская ктрха была построена в Кляйн  Гни в новороманском стиле в 1900 году. В послевоенные годы здание кирхи было переоборудовано под школу. В данный момент на её территории находится школьный спортивный зал (Рис. 31). 

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года №132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения (Мозырь…).



3.5     Посёлок Дружба (А́лленбург)
Дружба (до 1947 город А́лленбург (Allenburg)) — посёлок в Правдинском  районе  Калининградской области. В посёлке  сохранилась кирха XV века, шлюз на Мазурском канале. Образовался вокруг замка Алленбург. В 1400 году получил права города.

Рис.32.  Кирха XV века
В 1455 год во время Тридцатилетней войны город и замок сожгли поляки, после чего он был полностью разобран. Позднее это место называлось Юнкерхоф. Больше никаких упоминаний о замке нет. В настоящее время сохранилась кирха орденского периода (Рис. 32) . На месте, где предположительно стоял замок, находятся огороды и частные дома (Бахтин, 2005).


Мазурский канал  — гидротехническое сооружение, бывший судоходный канал, соединяющий бассейн реки Преголи (Калининградская область Российской федерации) и Мазурские озёра (Польша) (Рис. 33). 


                          Рис. 33


Канал был построен между 1764 и 1776 годами по инициативе обер - президента тогдашней Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта. Канал соединял озеро Мамры в нынешней Польше (немецкое название — Мауэрзее) с рекой Лавой на территории нынешней Калининградской области. 


Вода поступала в Лаву самотёком, так как перепад уровня воды составлял 111 метров. Канал впадает в Лаву в районе посёлка Дружба (нем. Алленбург) Правдинского района Калининградской области. Впоследствии канал неоднократно модернизировался. В ходе модернизации 19341942 годов бо́льшая часть русла была дамбированна; было построено десять шлюзов (пять из них находятся в Польше, пять — в России). В ходе Второй мировой войны использовавшийся в качестве рубежа обороны канал сильно пострадал. После войны канал не восстанавливался.

3.6. Гросс Вонсдорф. Дом, где отдыхал Кант


                            Рис. 34 

Дворянское имение Гросс Вонсдорф семьи фон Шрёттеров (сегодня пос. Курортное Правдинского района Калининградской области) (Рис. 34). Р.Б. Яхман написал в 13-ом письме опубликованной в 1804 году, году смерти Канта, биографии “Иммануил Кант в письмах другу”: 

“ Мне знаком один единственный дом, расположенный за несколько миль от Кенигсберга, который часто на несколько дней посещал наш мировой мудрец, и где он ощущал себя совершенно счастливым – в его собственном вкусе. Это был родительский дом министра и канцлера фон Шрёттера в Вонсдорфе. Кант не уставал хвалить гуманность, которая царила в этом доме его друга, и сердечную дружбу, с которой этот замечательный человек всегда принимал его, и к которому он сохранил огромное уважение до старости. Его друг и хозяин дома никогда не ограничивал Канта ни в чем, давая ему возможность чувствовать себя совсем как дома, и наслаждаться приятнейшим деревенским отдыхом.” Дворянское имение семьи фон Шрёттеров, которое посещал Кант, лежит примерно в 60 километрах юго-восточнее Кёнигсберга. Прежде это был орденский замок, который в 14-ом столетии был заложен на месте прусского укрепления Капостете. Для почитателей Канта во всём мире будет иметь огромное значение, если эта башня будет сохранена от разрушения. Сама орденская башня может быть превращена в музей, посвященный Иммануилу Канту и Фридриху Леопольду фон Шрёттеру, а также членам его семьи. Господский дом и прилегающие здания могли бы стать местом российско-немецких встреч, где могут проводиться семинары, посвященные философии Канта, российско-немецким связям, развитию Калининградской области в свете отношений Европы и России (Гросс Вонсдорф…).

Глава 3.  Туристская инфраструктура  Правдинского района
Характеристика и ресурсы туристической инфраструктуры. Роль информационного обеспечения. Основные составляющие индустрии туризма: гостиничная индустрия, транспортная инфраструктура, индустрия питания, индустрия развлечений, инфраструктура туроперейтинга.
Протяженность автодорог 455 км, из них 298 км асфальтовых, 157 км грунтовых. Дорог федерального значения нет. Железнодорожная ветка связывает район с республикой Польша по направлению Железнодорожный – Черняховск (Органы местного самоуправления…).
Гостиничная индустрия
Гостиница Правдинск расположена в городе Правдинск
Калининградская область, Правдинский район, г Правдинск, Торговая, 18
Небольшая гостиница. Цены недорогие. Уровень комфорта стандартный
Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимаются: общее число мест ночевки превышает некоторый минимум; объект размещения имеет руководство; управление объектом строится на коммерческой основе.
В соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) все средства размещения можно представить двумя категориями: коллективными и индивидуальными.
В состав коллективных средств размещения включаются гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов.
Из основных признаков гостиниц следует отметить прежде всего наличие номеров. В зависимости от особенностей управления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Гостиницы предоставляют обязательные услуги: уборку номера, ежедневную заправку потребителей и уборку санитарного узла, а также дополнительные услуги обширной номенклатуры.
Группа заведений, аналогичных гостиницам , обладает номерным фондом и предоставляет обязательные услуги. Таковы, например, пансионы, меблированные комнаты и туристские общежития.
Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные «фермы» и пр.), лагеря, средства размещения в общественных видах транспорта (поездах, судах), конгресс-центрах.
Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, санаториях, на курортах не главная. Прежде всего необходимы лечение и профилактика заболеваний благодаря естественным факторам: климату, морю, минеральной воде и пр. Наряду с лечением организуются ночевка, питание, отдых, спорт, быт проживающих.
Типичными примерами прочих коллективных средств размещения служат гостиницы квадратного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения имеют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом (лицами) или организацией.
В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов. Клиенту предоставляется ночевка и ряд услуг: типа информационных, торговых, досуговых.
Туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует также считать прочими коллективными средствами размещения.
Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются жилища (квартиры, коттеджи, особняки), которые арендуются поочередно членами домохозяйства (таймшеринг). Турист может также разместиться в семейном доме на правах аренды: получить в аренду у частного лица или агентства полностью оборудованное жилище (дом, квартиру, коттедж), либо бесплатно остановиться у родственников, знакомых.
Гостиница призвана создать комфортабельные условия для ночевки туриста и предоставить ему ряд дополнительных услуг. Здании гостиницы является многофункциональным сооружением и содержит технологически сложное оборудование.
Главные принципы, принимаемые во вни

Транспортная инфраструктура Правдинского района
(Транспортная инфраструктура…)
Эксплуатационная длина железной дороги Калининградской области — 667,7 км, из которых дороги шириной колеи 1520 мм (российская колея) — 626 км, 1435 мм (европейская) — 104 км, в том числе электрифицировано 95 км. В состав дороги входят 3 железнодорожных узла: Калининград, Черняховск и Советск; 45 линейных станций: 2 локомотивных и 1 вагонное грузовое депо (рис. 35).
Рис. 35 Схема железных дорог Калининградской области
Дорога имеет пограничные железнодорожные переходы: с Литовской железной дорогой на ст. Советск и Кибартай, с Польскими железными дорогами на ст. Мамоново, Багратионовск и Железнодорожный. Железная дорога располагает контейнерными терминалами на ст. Калининград, Черняховск и на подъездном пути Морского торгового порта, обеспечивая подачу вагонов колеи 1520 мм на пограничную ст. Бранево в Польской Республике. В грузовом терминале на ст. Черняховск производится погрузка, выгрузка и перегрузка с колеи 1435 мм на колею 1520 мм (и обратно) грузов, в том числе крупнотоннажных. На ст. Дзержинская Новая действует пункт перестановки колесных пар с колеи 1520 мм на колею 1435 мм (и обратно); фронт одновременной перестановки — 4 вагона, производительность при круглосуточной работе 20—24 вагона в сутки.
Пропускная способность Калининградской железной дороги — около 25 млн т. Однако сегодня пропускные мощности дороги используются на 55 % (рис. 36). В 2013 году железная дорога перевезла 13,9 млн т грузов, 506 тыс. пассажиров дальнего следования и 3,1 млн пассажиров пригородного сообщения
Рис. 36 Схема поездопотоков на Калининградской железной дороге
Автомобильные дороги
Схема 
Общая протяженность автомобильных дорог Калининградской области 6882,3 км, в том числе федерального значения 203,8 км, регионального и межмуниципального значения 4456,4 км, находящихся в собственности муниципальных образований — 2222,1 км. Плотность сети автомобильных дорог области составляет 308,1 км на 1000 км2 территории и значительно превышает среднероссийский уровень (67 км/тыс. км2). Все дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения региона имеют твердое покрытие и насыщены искусственными сооружениями, мостами, путепроводами, водопропускными трубами. Всего на автомобильных дорогах общего пользования числится 686 мостов и 4777 водопропускных труб.
Имеются автомобильные дороги местного занчения Калининград –Правдинск –Гвардейск -Полесск
В Калининградской области протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по категориям следующая:
  • · I категории — 52,4 км,
  • · II категории — 127,4 км,
  • · III категории — 1206,1 км,
  • · IV категории — 2045,1 км,
  • · V категории — 1049,9 км
Протяженность автомобильных дорог разного класса в разрезе муниципальных образований Калининградской области в км представлена в (Приложении 4, таблице II).
Рис.
Правдинский район
195,2
266,5
35,1
496,8


На территории Калининградской области установлены 22 международных пункта пропуска (рис. 1), из них функционируют 16 пунктов пропуска:
  • — 8 автомобильных;
  • — 5 железнодорожных;
  • — 1 морской;
  • — 1 речной;
  • — 1 воздушный.
Рис. 1. Схема установленных пунктов пропуска через государственную границу Калининградской области
Источник: [15].
К нефункционирующим пунктам пропуска относяться три автомобильных пункта пропуска (Железнодорожный, Крылово, Советск-2 (Дубки)), один железнодорожный (Железнодорожный), два речных (Советск — Русне, Советск — Юрбаркас).
В 2013 году госграницу пересекли свыше 9 млн человек, что на 36 % больше, чем в 2012 году, автотранспортных средств 4 751 643единиц, что на 28 % больше, чем в предшествующем году [16].
На российско-польском участке госграницы общая проектная пропускная способность автомобильных пунктов пропуска составляет 6700 транспортных средств в сутки (табл. 1), фактическая пропускная способность составила 10 406 транспортных средств в сутки(загруженность 155 %). Постоянное увеличение пропускной способности пунктов пропуска на данном направлении связано с реализацией Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения. Положительная динамика пропускной способности наблюдается на всех автомобильных пунктах пропуска только по легковому направлению. Превышение среднесуточной фактической пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на российско-польском участке госграницы составляет: в МАПП Мамоново — в 5 раз (507 %); в МАПП Багратионовск — в 3,3 раза (327 %); в Мамоново — Гжехотки — в 1,3 раза (132 %); в Гусев — в 1,7 раза (174 %).


Индустрия питания Правдинского района состоит из 6 организаций общественного питания, сосредоточенных в основном в городе Правдинске  – кафе «Русь», «Агат», пельменной « Ромашка», кафе «Мечта» (Приложение 3, Таблица I). 
Цель работы предприятия питания – удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти по времени с процессами общения людей, воспитания, развлечения.
Выбор месторасположения предприятия питания происходит перед его строительством или при реконструкции ранее построенного здания в предприятие питания. Существует мнение, что удачное расположение ресторана может на 30% повысить его товарооборот.
Основной деятельностью предприятия питания являются приготовление и реализация пищи. Для развлечения посетителей комфортабельные предприятия питания приглашают музыкантов, артистов. На балансе предприятия могут числиться магазины, подсобные хозяйства и пр., что свидетельствует о развитии неосновной деятельности предприятия.
В зависимости от формы участия в основной деятельности предприятия выделяют подразделения (цехи), результат деятельности которых – кулинарная продукция, и подразделения (отделы, службы), не производящие продукцию, а выполняющие функции организации, обслуживания производства и управления им (например, дирекция, склад, бухгалтерия).
В основных цехах готовится и реализуется пища. В подсобных цехах осуществляются мойка сырья, тары, хранение отходов и т.д. Вспомогательные службы необходимы для функционирования основных цехов и предприятия в целом. Таковы, в частности, транспортные, энергетические, ремонтные службы.
Продукция предприятия питания может выражаться в двух формах: продукт и дополнительная обработка кулинарных изделий. К продуктам относятся блюда, кулинарные изделия, полуфабрикаты, булочные, мучные кондитерские изделия, напитки.
Изучение продуктов по степени готовности имеет важное значение для анализа результатов деятельности предприятия и управления им. Необходимо учитывать также цикл приготовления пищи.
Современные технологии позволяют разделять по времени и в пространстве стадии обработки сырья, полуфабрикатов, кулинарных изделий. Предприятия питания с неполным технологическим циклом, занятые лишь дополнительной обработкой кулинарных изделий, представляют прогрессивное направление развития индустрии питания. Сырьем для таких предприятий служат полуфабрикаты, кулинарные изделия.
Для выполнения различных технологических процессов предусматриваются помещения для приема и хранения сырья, производственные, для потребителя, служебные и бытовые, технические.
К помещениям для приема и хранения сырья относят приемочную, неохлаждаемые кладовые, охлаждаемые камеры, моечную тару.
Производственные помещения (кухня) в общем случае будут состоять из заготовочных цехов (мясной, рыбный, птицегольевой, овощной), доготовочных цехов (горячий, холодный, кондитерский), сервизной, моечных для кухонной и столовой посуды, буфета и раздаточной (если посетители обслуживаются официантами), помещения заведующего производством.
Помещения для обслуживания потребителей включают аванзал, залы для потребителей, помещение официантов, вестибюльную группу помещений, артистическую. При самообслуживании посетителей сюда относятся также буфет и раздаточная.
В служебные и бытовые помещения входят помещения дирекции, управленческого персонала, бухгалтерии, гардеробные, туалетные, душевые, ванные для персонала, бельевые, помещения для приема пищи персоналом.
Мастерские, службы жизнеобеспечения предприятия относятся к техническим помещениям.
Перечень помещений предприятия питания формируется в соответствии с санитарными требованиями, нормами, особенностями технологии. Здание оснащается сложным инженерным оборудованием. Во всех помещениях устанавливается система автоматического обнаружения пожара, чувствительная к дымам и газам сгорания.
Возглавляет предприятие директор. Заведующий производством организует процесс производства полуфабрикатов, кулинарных изделий, блюд. Он контролирует технологию, санитарию, гигиену кухни. В его функции входит ежедневное составление меню, заявок на сырье. Администратор (метрдотель) организует работу в зале для посетителей. В производстве занят

Индустрия развлечений
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.
Общие условия театрального зрелища создаются театральным зданием с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом.
Театральное здание композиционно представляется двумя частями: зрительской и демонстрационной.
Клуб создается с целью развития социальной активности его членов, реализации их творческого потенциала, просвещения и повышения культурного уровня. Клубная деятельность всегда многофункциональна.
Дискотека предоставляет неограниченные возможности для проявления эмоциональных контактов человека и снятия стрессовых ситуаций.
К важнейшим социальным характеристикам проведения дискотек относятся изменение эмоционального состояния групп участников, отдельных участников, формирование творческого и самодеятельного персонала дискотеки, социальный контроль поведения участников, стимулирование общения молодежи, развитие ценностно-ориентационных процессов.
Музей см таблицу в приложении
Инфраструктура туроперейтинга.
Поскольку туроперейтинг является весьма разнообразным и разнонаправленным видом деятельности, возникает необходимость классифицировать как туроперирование, так и самих туроператоров по различным признакам.
На практике по региональному направлению деятельности,основываясь на географии туроперейтинга, можно выделить:
1. Аутгоинговых туроператоров (инициативный туроперейтинг)
2. Инкаминговых (рецептивный туроперейтинг)
3. Инсайд-туроператоров (местный /внутренний/ туроперейтинг)
1. Аутгоинг как вид туроперейтинга
Инициативный туроператор (аутгоинговый)специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы.
Это наиболее сложный, требующий приложения наибольших усилий и капиталовложений вид туроперейтинга.
Сложность аутгоинга состоит, прежде всего, в необходимости досконального изучения продаваемого направления. Оператор должен владеть исчерпывающей информацией не только об организуемых трансферах, продаваемых им отелях, экскурсионных программах, порядке оформления въезда в страну, но и знать политику местных властей, действующие в стране пребывания законы, обычаи, нормы поведения, меры безопасности туриста и его имущества, особенности местной кухни, работы досуговых и зрелищных заведений.
Максимальное знание маршрута, необходимое для предоставления наиболее полной информации как агентам, так и самим туристам достигается, чаще всего, только в результате командировочных поездок работников туроператора в курортные и туристские центры, тщательного изучения вторичных источников информации и имеющегося у себя, либо у конкурентов опыта работы с данным направлением.
Второй причиной наивысшей сложности аутгоинга по сравнению с другими видами туроперейтинга являетсянеобходимость деловых контактов с зарубежными партнерами (meet-компании, хотельеры, экскурсионные бюро, транспортные организации), требующая от персонала, кроме знания иностранных языков, умения учитывать целый ряд факторов:

3.1.
Заключение

Вместе с тем, сравнивая природные ресурсы и туристскую инфра-
структуру, констатируем дисбаланс между ними. Единственным муници-
пальным образованием, где уникальные природные условия в целом со-
относятся с туристской инфраструктурой (хоть и в недостаточном коли-
честве) — это Нестеровский район. На этой территории находится 19 %
всех достопримечательностей рекреационной зоны и 15 % от общего ко-
личества мест единовременного размещения потенциальной рекреацион-
ной зоны. Однако богатые на достопримечательности районы (Озерский и
Правдинский — 15 и 21 % соответственно) по количеству средств едино-
временного размещения занимают последние места (50 мест — 4,1 % в
Озерском и 40 мест — 3,2 % в Правдинском). Самой же развитой турист-
ской инфраструктурой обладают Полесский район (29 % всех имеющихся
мест единовременного размещения потенциальных туристов на террито-
рии рекреационной зоны — 358 единиц) и Ладушкинский городской ок-
руг (21 %, или 259 мест единовременного размещения).
В целом экологическую обстановку на территории потенциальной
рекреационной зоны можно считать благоприятной. Неманский район
средне загрязнен, но здесь принята Программа природоохранных ме-
роприятий, которые в обозримом будущем призваны улучшить эколо-
гическую обстановку.
С учетом факторов дифференциации, заложенных при проведении
рекреационного зонировании территории, на основе экспертной оцен-
ки была выявлена степень туристско-рекреационной освоенности по-
тенциальных рекреационных зон (табл. 2).
А также мы теперь знаем что, доступность туристского ресурса, комфортность пребывания туриста в месте посещения обеспечивает развитая инфраструктура. Функционирование и развитие индустрии туризма и гостеприимства в свою очередь выступают в качестве важного элемента социально-экономической системы страны, требующего крупных инвестиций и приносящего немалые доходы государству и предпринимателям.



Список использованных источников
1.    Алексеев Ф.Е. Природный каркас Калининградской области/Природа Калининградской области. Ключевые природные комплексы. Справочное издание. Составители Медведев В.А., Алексеев Ф.Е. – Калининград: Фонд «Исток», 2014. - С. 6-28.
2.    Атлас Калининградской области. Калининград: «Янтарный сказ», 2002С.186-187. С.196-197.
3.    Бахтин А.П. замки и укрепления немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии: Справочник. – Калининград: Терра Балтика, 2005.-208с. 
2.Гапанович А. В. Рекреационное зонирование территории Калининградской области.
3.Географический атлас Калининградской области /Гл. ред .В.В.Орлёнок. –  Калининград: Изд-во КГУ; ЦНИТ, 2002.-276 с.
4.    4. Зотов С.И., Волкова И.И., Жиндарёв Л.А., Шаплыгина Т.В., Соколов А.А., Лазарева Н.Н. Особо охраняемые природные территории/ Нефть и окружающая среда Калининградской области. Т.I: Суша/ под. Ред. Каджояна Ю.С. и Касимова Н.С.  -  М. -Калининград: Янтарный сказ, 2008.125-131.

4.Медведев В.А. Памятники природы и другие особо охраняемые природные территории Калининградской области. Справочное издание. – Калининград: Издательский дом «калининградская правда», 2003. -120с.
5.Орлёнок В. В. География Янтарного края России. – Калининград: Янтарный сказ, 2005. - 424 с. 
6.Попадан А.  Калининградская область. Кругом впечатления. Правительство Калининграсдкой области. Отдел туризма. – Калининград: Региональный информационный центр туризма, 2012. - 30с.
7.Путешествие по Калининградской области. Правительство Калининградской области. Министерство экономики, отдел туризма.  – Калининград: Региональный информационный центр туризма, 2010. - 40с.
8.Романова Е.А. Реки, озера, болота// Орлёнок В. В. География Янтарного края России. – Калининград: Янтарный сказ, 2005.  С 93-104. 
5.    Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. Триумф и трагедия завоевателя. — М.: Центрполиграф, 2011. — С. 474—483. 
6.    Битва под Фридландом [Электронный ресурс]. URL:   https://ru.wikipedia.org [дата обращения 02.02.2015].
 Гросс Вонсдорф. Дом, где отдыхал Кант [Электронный ресурс]. URL:   http://kant-online.ru [дата обращения 02.02.2015].
7.        
8.     
9.    Железнодорожный [Электронный ресурс]. URL:   https://ru.wikipedia.org [дата обращения 02.02.2015].
5.Кирха Домнау. Посёлок Домново .Достопримечательности  [Электронный ресурс]. URL:   http://www.prussia39.ru [дата обращения 02.02.2015]
6. Мозырь [Электронный ресурс]. URL:   http://www.prussia39.ru [дата обращения 01.02.2015]

10.  Органы местного самоуправления Правдинского муниципального района [Электронный ресурс]. URL:    http://pravdinsk.gov39.ru [дата обращения 02.02.2015]
Транспортная инфраструктура [Электронный ресурс]. URL:    http://science.kantiana.ru
[дата обращения 02.02.2015]
11.  Атлас кал обл

Приложение 1
Картосхема рекреационного зонирования Калининградской области (Гапанович.2014)

Рис. 1.
Зона «Приморская» (МО № 4, 5, 7, 9, 13, 20); зона «Гурьевская» (МО № 11); зона «Историческое наследие» (МО № 2, 3, 6, 8, 10, 12, 22); зона «Периферийная» (МО № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21); зона «Центральная» (МО № 1)
Городские округа: 1. Город Калининград 2. Ладушкинский округ 3. Мамоновский округ 4. Пионерский округ 5. Светловский округ 6. Советский округ 7. Янтарный округ Муниципальные районы: 1. Багратионовский 2. Балтийский 3. Гвардейский 4. Гурьевский 5. Гусевский 6. Зеленоградский 7. Краснознаменский 8. Неманский 9. Нестеровский 10. Озёрский 11. Полесский 12. Правдинский 13. Светлогорский 14. Славский 15. Черняховский 



Приложение 2
Битва под Фридландом
Битва под Фридландом  — сражение между французской армией под командованием Наполеона и русской армией под командованием генерала Беннигсена, произошедшее 14 июня1807 года под Фридландом (ныне город Правдинск), примерно в 43 км к юго-востоку от Кёнигсберга. Битва завершилась поражением русской армии и привела к скорому подписанию Тильзитского мира.
Ход битвы

3:00 утра — 5:30 вечера

В 3 часа утра из всей французской армии на поле боя находился только корпус маршала Ланна, насчитывавший 12 тыс. человек, к нему со стороны Эйлау подходили подкрепления, оттуда же ждали самого Наполеона с основной частью армии. 10 тыс. русских солдат перешли на французскую сторону реки Алле, к плацдарму подходили новые русские колонны[3]. К 9 часам утра у французов было 17 тыс. человек, у русских — 45 тыс. Беннигсен ограничивался только артиллерийской дуэлью и отдельными стычками. Наполеон прибыл на поле битвы вскоре после полудня вместе со своим штабом и принял командование от Ланна. К 4 часам дня императорская гвардия и часть I корпуса (около 80 тыс. человек) были на месте битвы, и Наполеон решил, что у него достаточно сил, чтобы выиграть решающую битву. Русские были развёрнуты вдоль четырёхмильной линии по обеим сторонамАлле. Но на её левом берегу их было значительно меньше, и именно здесь Наполеон решил начать атаку.

5:30 — 10 вечера

Ровно в 5:30 тишина, воцарившаяся над полем боя, внезапно разорвалась несколькими частыми залпами французской батареи из 20 пушек.
Это был сигнал императора маршалу Нею о начале всеобщей атаки. Во главе наступавших французских частей пошла дивизия генерала Маршана, левее от него шли солдаты генерала Биссона, а за ними наступала кавалерияЛатур-Мобура. Русские перед ними отступали, и Маршан слегка отклонился вправо, чтобы загнать беглецов в реку Алле. По-видимому, этот манёвр показался Беннигсену удачным моментом для контратаки. Он бросил в атаку отряд казаков и полки регулярной кавалерии генерала Кологривова для расширения бреши, образовавшейся между двумя французскими дивизиями. Однако эта атака ни к чему не привела — навстречу атаковавшим поскакала кавалерийская дивизия Латур-Мобура. Попав между трёх огней, русские кавалеристы в замешательстве повернули назад. Французы возобновили наступление.
Однако дальше их встретил хорошо организованный фланговый огонь орудий 14-й резервной дивизии русских, поставленной на восточном берегу Алле. Французы было заколебались, тем более, что Беннигсен бросил на них новый отряд кавалеристов и направил его против левого фланга Биссона.
В этот критический момент, когда французская атака начала уже было захлёбываться, Наполеон в подкрепление дивизиям Нея выдвинул резервный корпус маршала Виктора, головные части которого вёл генерал Дюпон. С помощью кавалеристов Латур-Мобура это движение французов имело полный успех — русские эскадроны были отброшены назад к своей пехоте.
Паника, начавшаяся в рядах русских, сделала их прекрасной мишенью для французских канониров. Французская картечь косила ряды русской пехоты, причём расстояние от пушек до пехотных рядов сократилось постепенно с 1600 до 150 ярдов и, наконец, до 60 шагов. Остатки русской кавалерии пытались помочь своим пехотинцам, но только разделили их печальную судьбу — картечь разметала в стороны людей и коней.
Не имела успеха и попытка Беннигсена отвлечь атаку частей Ланна, Мортье и Груши. В возрастающем отчаянии Беннигсен начал штыковую атаку против правого фланга дивизий Нея, но единственным результатом этого была гибель нескольких тысяч русских солдат в водах Алле. В этот момент битвы отличился генерал Дюпон. Со своей дивизией нанёс удар во фланг и тыл русского центра (солдаты которого уже были сильно утомлены боями), а затем атаковал только что введённые в бой полки русской гвардии. Очень скоро гвардейские полки устлали своими телами поле боя. Современник боя пишет, что это была «победа пигмеев над гигантами».
Действия генерала Дюпона были высоко оценены императором, и Наполеон обещал ему маршальский жезл за первое следующее удачное дело.

Итоги битвы

Сражение под Фридландом закончилось. Русская армия потерпела сокрушительное поражение. Французы потеряли, вероятно, около 8 тыс. человек, а русские — от 18 до 20 тыс. Французы захватили также 80 пушек Чандлер, 2011). Наполеон одержал наконец решительную победу, которая не давалась ему около 6 месяцев. Но главным итогом победы Наполеона в этой битве стало подписание Тильзитского мира на реке Неман (Битва под Фридландом…)






Приложение 3
 Таблица I
Краткая справка по организациям (Органы местного самоуправления…)

Наименование организации
Вид деятельности
ФИО руководителя
Контактная информация
Кафе «Русь»
Услуги общественного питания
Логинова Ирина Васильевна
г. Правдинск, ул. Мостовая
8 40157 2 14 91
Кафе-бар «Агат»
Услуги общественного питания
Крапивный Евгений Сергеевич
г. Правдинск, ул. Торговая, д. 2
8 40157 2 14 94
Пельменная «Романтика»
Услуги общественного питания
Крапивный Евгений Сергеевич
г. Правдинск, ул. Торговая, д. 8
8 40157 2 13 81
Кафе-бар «Мечта»
Услуги общественного питания
Баруздина Нина Александровна
г. Правдинск, ул. Кутузова, д. 34
89622536753
Кафе-бар «Кристалл»
Услуги общественного питания
Вердян Аржан Валерикович
Правдинский район, пгт.Железнодорожный, ул. Первомайская, д. 29
89622555111
Кафе «Татьяна»
Услуги общественного питания
Охмак Сергей Николаевич
Правдинский район, пгт.Железнодорожный,
ул. Коммунистическая, д. 12
8 40157 2 34 37
Правдинский краеведческий музей
Общественный музей
Тишкова Карина Петровна
г. Правдинск, ул. Кутузова, д. 28
8 40157 2 13 84
Частный музей Анатолия Пурихова
Частный музей
Пурихов Анатолий Петрович
Правдинский район, пос. Крылово
8 40157 7 27 47
Частный музей Владимира Майлычко
Частный музей
Майлычко Владимир Ефимович
Правдинский район, пос. Красное
8 40157 7 26 86






Приложение 4
Таблица  II
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по категориям по состоянию на 01 января 2014 года, км
Местоположение автодороги
Категории автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения
Всего
I
II
III
IV
V
Багратионовский муниципальный район, к западу от автодороги «Калининград — Мамоново-II (пос. Новоселово) — граница Республики Польша»
39,5
56,0
145,9
16,3
257,7
Багратионовский муниципальный район, к востоку от автодороги «Калининград — Мамоново-II (пос. Новоселово) — граница Республики Польшa»
7,9
56,2
128,7
44,7
237,5
Гвардейский район
111,5
94,0
94,4
299,9
Гусевский городской округ
87,0
121,3
45,1
253,4
Гурьевский городской округ
76,4
12,0
115,2
57,6
261,2
Зеленоградский район, к западу от автодороги «Калининград — Зеленоградск»
83,6
73,9
68,6
226,1
Зеленоградский район, к востоку от автодороги «Калининград — Зеленоградск»
67,0
83,8
60,9
211,7
Краснознаменский муниципальный район
107,8
70,7
99,9
278,4
Неманский муниципальный район
49,7
119,3
104,5
273,5
Нестеровский район
3,6
49,6
148,3
125,3
326,8
Озёрский район
78,2
119,1
74,4
271,7
Полесский муниципальный район
111,1
146,1
65,5
322,7
Правдинский район
195,2
266,5
35,1
496,8
Славский муниципальный район
69,6
197,2
90,0
356,8
Черняховский муниципальный район
71,6
215,1
67,6
354,3
Зеленоградский район, автомобильная дорога «Калининград — Зеленоградск» с подъездом к аэропорту Храброво (I очередь строительства кольцевого маршрута)
26,7
26,7
IV очередь кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкция Северного и Южного обходов г. Калининграда — автомобильная дорога от подъезда к г. Светлогорску до подъезда к г. Зеленоградску
25,7
25,7
Итого
52,4
127,4
1206,1
2045,1
1049,9
4480,9

Комментариев нет:

Отправить комментарий